ГЛАВА 5

 

Научиться учиться - вот ключ ко всему. И ваши дети забыли, как это делается, так это только потому, что это знание основополагающего процесса было упрятано слишком далеко с вашей помощью или в их жизни было слишком много традиционного обучения.
Хэл Зина Беннет (1972)

 

5.1 Обобщения о роли и функции воспитательной деятельности в развитии творческих способностей у детей.

 

Все есть в человеке. Заложенный природой потенциал не имеет ограничений. Это объясняется простым примером: свойство воды есть в одной капле и целый океан состоит из капель, а потому в нем те же свойства. Другой пример: Если у берега вырыть ямку там через некоторое время соберется вода.

Лужа, озеро или море отличаются по размеру, масштабу «вырытой ямки». Так и способности ребенка зависят от размера подготовленной для него среды развития. Результат складывается из многих усилий – «Москва не сразу строилась», «Даже самый длинный путь заканчивается одним шагом», («Всему свое место и время», «Важна не победа, а отсутствие поражений»). Большое видно из далека. Эволюция на земле не закончится нашей жизнью. Она сложится из тех многих усилий, которые будут нами сделаны. Также как она сложилась в настоящий момент из всего труда наших предков, героев обычных серых дней невидимых историей, но хорошо видимых по результатам, плодам нашего с ними труда – жизни на земле. И потому мы видим их жизнь яснее, что несем ее в себе, сами.

Большое зависит от малого:

Все люди относят себя к нации, положению в обществе, работе.

Планета поделена на государства.

Государства на экономику, политику, культуру.

Время на прошлое-настоящее-будущее.

Все целое состоит из частей, все части взаимосвязаны и перетекают одна в другую.

Мир в мире зависит от мира в государстве.

Политика, экономика, культурное развитие общества от общественных объединений

Общественные объединения от руководителей, Личностей этого общества

Которые в свою очередь вырастают в семьях, в коллективах, обществе с его лидерами, государстве с его политикой, экономикой и культурным развитием

 В общем, в том самом месте, где мы с вами находимся, то есть созданном уголке обитания и окружающей атмосфере. А она то от кого зависит? (Конечно от  этого, да как его, а вспомнил себя – себя-самого-любимого.  Значит с него и начнем...)

Вернемся к истокам. Из родника рождается ручей, далее река, которая может пройти через тысячи верст, чтобы встретиться с океаном. А бывает по-другому? Конечно, сплошь и рядом видны речушки заканчивающиеся в болотах или вовсе не орошаемые, засохшие, заброшенные земли и даже пустыни. Природе для жизни и развития нужна помощь, наш общий с ней труд. Так же как и в воспитании человека – борца за жизнь.

Значит снова усилия. Через преодоления. Но что может один в строительстве всего. Наверно не много? Строительство общества начинается со строительства семьи, то есть отношений в семье. По статистике в основном дети, хорошо относившиеся к родителям, создают крепкие и дружные семьи. И именно в таких семьях чаще всего рождаются выдающиеся люди. Правда в конечном итоге как показала та же статистика одаренный и талантливый редко становится яркой личностью. Чаще всего это происходит от преодоления препятствий, и снова усилий самого человека. Для чего необходим рост, необходимо чтобы трудности и задачи поставленные перед ребенком были настоящими, живыми и реальными. Например задача родника достичь океана. Это не тупиковая цель. Тупиковая задача не имеет решения. А как часто мы придумываем для себя такие пустые задачи. Как часто мы видим решение в кавычках этих задач в подрастающем поколении. Не свободные, в несвободном. Зачем свои ограничения переносить в детский ум. Свои привычки в сознание ребенка. Ведь оно рождается не ограниченным, даже рамками принадлежности эго.

И у каждого своя задача. Уникальная, индивидуальная одна единственная во вселенной, и в то же время не отделимая от жизни. Природа никого не наделила потолком в развитии. Наоборот все рожденное рождено для жизни, для вечности, а значит свободно по своей природе. 

Вообще статистики и физиологи приносят все больше сюрпризов в науку своими исследованиями и открытиями. Например, закон эволюции: индивидуальное развитие организма повторяет развитие всего вида в целом. По аналогии логично перенести это определение в область психологии так: психология индивида проходит все стадии развития цивилизации людей. То есть зарождение у ребенка сознания, отгораживания рамками принадлежности эго, снова единение, но через осознанное отношение уже взрослого человека к действительности.  Это очень обобщенно. А в частности каждый индивид как утверждают психологи «живет в своем мире». А значит, нет необходимости думать, что-то исправлять в ребенке, так как это просто невозможно. Как говорил джин «не могу заставить полюбить, не могу заставить разлюбить». Каждый только своим примером может вдохновлять к действию. И в общении нести мир. Через это расти, к этому стремиться.

Еще пример открытия теперь в физиологии («из той же бочки, но хрен редьки не слаще»): Все мы знаем - клетки «делятся». Митоз и гомеостаз для жизни это как пространство и время для движения:  движение – процесс, а расстояние и время на протяжении которых совершается движение, есть свойства движения. Жизнь – тоже процесс, а размножение, как самовоспроизводство, и поддержание постоянства среды, как внутренне равновесие и гармония есть ни что иное, как свойства этого процесса жизни. А вот открытие, прямо в противовес генетики, с ее генами такое: весь организм как целое состоящий из множества клеточек проходит полный цикл обновления менее чем за 2 года. А мы то думали что стареем. А оно то оказалось… сами себя разрушаем. Если проще словами актера из фильма «Бриллиантовая рука»: «Так … надо».

Достаточно понять это, чтобы сделать простой и очевидный вывод. Человек очень подвижная, изменчивая и удивительная субстанция. Все в организме не только цельно и взаимосвязано, но и подвержено постоянным изменениям. Особенно быстро протекают психические процессы и влекут за собой физические перестройки, по неизменно определенным  законам необходимости и целесообразности.

Образование плодит тех, кто в состоянии читать, но не в состоянии определить, что достойно чтения.
Джордж Маколей Тревельян (1924)

Почему дети могут быстро учиться, а взрослые нет? За первые десять лет жизни человек вбирает 95% знания о мире, а в последующие годы только 5%. Почему? Потому что у невежества есть своя скромность. Дети невежественны и готовы совершенствоваться. Но взрос­лые закрыты для познания из-за своего чувства «я прав», «я знаю».

Когда взрослым указывают на ошибку, они негодуют и отказываются исправлять ее. Они даже будут пытаться доказать, что это вовсе не ошибка. Когда детям указывают на ошибки, они готовы признать их и быстро исправляют их, поэтому они и учатся быстрее. Взрослые за годы не могут научиться тому, чему дети способны научиться за считанные дни. В чем же причина?

Взрос­лые находятся в заблуждении, что они знают. Ребенок знает, что ничего не знает, поэтому он готов учиться. Он счастлив учиться, чему бы вы его ни учили. Если вы помните о своем невежестве: «Я не знаю, я невежестве­нен», — тогда эго теряет основу. Осознание своего невежества ведет к скромности, тогда как иллюзия, притязание на знание, ведет к эго, к гордыне, а настоя­щее препятствие для мудрости — это эго.

По самой своей природе человек, чем старше он становится – тем больше он противится переменам, особенно переменам к лучшему.

Дж. Стейнбек

Эго ведет человека в кромешную тьму, и удивитель­ный парадокс возникает в человеческом мире: мудрые видят себя невежественными, незнающими, а невежест­венные притязают на знание. Путь мудрости — это повышение осознания своего невежества. Помнить о невежестве — значит уничтожать невежество. Пусть невежество станет вашим учите­лем. Пусть люди, указывающие на ваше невежество, станут вашими учителями. Но вы признаете своим учителем того, кто усиливает ваше эго.

Будьте честны и бдительны к раскрытию своего невежества. И когда вы начнете проверять себя, вы узнаете, что вы знаете слова, знаете принципы, теории, писания, но вы не имеете никакого представления об истине. Посмотрите, знаете ли вы что-то или нет. Или вы просто жонглировали словами и обрывками теорий.

Ребенок еще открытое, живое существо.  Нет разрыва между мыслями, нет разрыва с миром и действительностью. Мы взрослые вдалбливаем в детей свои привычки и ограничения. Свои ошибки. Нельзя научиться на чужих ошибках: рано или поздно ситуация повторится. Повторится потому, что мы сами выбираем ее (причина), чтобы совершить эту ошибку-следствие и научиться.

Путь и цель не где-то, а здесь. Живая мысль – есть, остальное иллюзия. Мысль как больной цепляется за привычное. Слово — выражение мысли и может служить соединению и разделению людей; поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним. Самое страшное не боль, которую мы можем причинить, а безразличие, потому что оно ничего не меняет, останавливает развитие, а значит убивает.

Януш Корчак в книге «Когда я снова стану маленьким» пишет: Мы говорим дети нас утомляют. Надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь! Не от этого мы устаем. А оттого, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть».

Никитин Б.П., Никитина Л.А. «Резервы здоровья наших детей».

«А мы удивляемся: какая же тут может быть перегрузка, если ребенок занимается по своему желанию тем, что ему интересно, и столько, сколько сам хочет. К тому же известно, что лучший отдых - это перемена занятий, а для наших ребят это не проблема: возможностей для такой перемены очень много. Больше того, возможны сочетания занятий. Доска для мела у нас была рядом со спортивными снарядами, и мы могли, например, наблюдать такую картину: кто-то из малышей пишет примеры на доске, а другой решает их, вися на турнике вниз головой или раскачиваясь на канате. Эти непринужденность, раскованность очень приближались к игровой. Да фактически это и была игра, в которой главное - свобода творчества, свобода проявления своих возможностей, проба своих сил. При этом возникает естественное соревнование: каждому хочется проявить себя как можно лучше: кто точнее решит, кто лучше придумает, кто быстрее сообразит, кто выразительнее прочитает и т.д. В таких условиях, насыщенных радостью, эмоциональным подъемом, стимулировалась большая интенсивность умственного труда, которой никогда не добиться в условиях принудительных занятий.

Владимир Мегре: «Воспитание детей — это воспитание себя». Долго мне был не совсем понятен смысл этой фразы, но в конце концов я сделал для себя твёрдый вывод: наших детей воспитывают не родительские нотации, не детский сад, школа и институт. Наших детей воспитывает образ жизни: наш образ жизни, образ жизни общества в целом. И что бы ни говорилось родителями, учителями в школе или ином просветительском учреждении, какие бы мудрые системы воспитания ни применялись, дети будут следовать сложившемуся вокруг них образу жизни большинства людей.

«Ложный союз страшен. Дети! Они ощущают искусственность, лживость такого союза. И ставят дети под сомнение всё, говоримое родителями. Дети подсознательно ощущают ложь уже в зачатии своём. И им плохо от этого».

С детьми нужно быть обязательно искренним и правдивым. Способность к различению, что истинно, что ложно врожденная. Каждому надо совершить свои ошибки. Деревья, травы и кусты сегодня можно видеть в первозданном виде. Им миллиарды лет. Но и сегодня, на них взирая, мы восхищаемся совершенством их.

Лев Николаевич Толстой пишет: Самое обычное явление нашего времени — видеть то, что люди, считающие себя учеными, образованными и просвещенными, зная бесчисленное количество ненужных вещей, коснеют в самом грубом невежестве, не только не зная смысла своей жизни, но гордясь этим незнанием. И наоборот, не менее обычное явление встречать среди малограмотных и безграмотных людей, ничего не знающих о химической таблице, паралаксах и свойствах радия, людей истинно просвещенных, знающих смысл своей жизни и не гордящихся этим.

Наука не в школах. В школах — чопорное тупоумие невежд. Наука в книгах и в личном самостоятельном труде над приобретением знаний из книг и из жизни, а не из школы, где никогда со времени изобретения книгопечатания не оставалось из науки ничего, кроме плесени.

Н. Г. Чернышевский: «Характер школьного преподавания — сухое, тупоумное педантство. Это почти неизбежно так по самой сущности дела. Кому не надоест 10‑20 лет толковать год за год все одно и то же? Учитель, профессор почти всегда занимается своим делом с отвращением и, для облегчения своей тоски, заменяет науку простой формалистикой. А вдобавок обыкновенно и глупеет от глупой скучности своего ремесла».

Лихтенберг – «Как много ненужного чтения могли бы мы избегнуть при самостоятельном мышлении! Разве чтение и учение одно и то же? Кто-то не без основания утверждал, что книгопечатание если и способствовало более широкому распространению учености, то в ущерб ее качеству и содержанию. Слишком много читать вредно для мышления. Величайшие мыслители, встречавшиеся мне среди ученых, которых я изучал, были как раз наименее начитанными. Если бы людей учили, как они должны мыслить, а не только тому, что они должны мыслить, — недоразумение было бы предотвращено».

А вот результаты моего опроса по Интернету на 23.02.07:

Алина: Дайте ребенку самовыражаться через игру. Ведь для ребенка самая главная деятельность - игра. Это как для нас работа и его работу надо тоже уважать и помогать ему "работать"....никогда не ругайте...сколько бы он не играл....включайтесь в его игру активно, вносите элементы новизны. Только не надо его учить – «запомни то или это...». Только нежно и ненавязчиво... Вспомните, что вы не папы-мамы, не взрослые, а прежде всего дети - мы ведь никогда не уходим оттуда. Мы жалуемся, что нет любви у детей к классике, чтению. А кто из взрослых делал домашний театр, приглашал гостей-зрителей-бабушек, дедушек, кукол и т.д. Это необычайно интересно. Кроме того, по тому какую роль ребенок для себя изберет можно судить о том, что эмоционально с ним. Не бойтесь экспериментировать. И не надо ставить сразу Шекспира... Дом который построил Джек, прекрасно подойдет. А вы вместе лепили? Из теста Глино-массы с запеканием сего в духовке? Да вас потом от этого самих не оторвешь... а планетарий на потолке вы малышу делали? - совместно конечно с маленьким космонавтом (монтаж, конечно, производите вы)? Да много чего мы не делали с ребенком вместе. Скажете времени нет. Ничего подобного. Нет желания. Желайте родители, желайте, чтобы ваше маленькое чудо стало большим нормальным человеком. На радость всем.

Сергей Штангей: Чаще разговаривать с ребенком. Обо всём. Узнать, что ему самому интересно. А потом уже этот интерес поддерживать и развивать. Ни в коем случае не навязывать ему свои вкусы.

Нора Шваб: любить! и чаще бывать вместе ... не в одной комнате - вы за просмотром передачи, а он за любимым делом, а вместе за одним делом.

 

5.2 Цель позитивного воспитания и всестороннего развития у дошкольников

 

Цель позитивного воспитания — вырастить волевого, но при этом готового к сотрудничеству ребенка

Джон Грэй в книге «Дети с небес».

 

Уверенные в себе дети меньше поддаются давлению со стороны сверстников и не испытывают потребности бунтовать. Угроза наказания только настраивает детей против педагога и побуждает их к бунту. Поскольку дети стали более чувствительными, они активнее отвечают насилием на насилие. Ребенку нужны сильные родители, твердо знающие, что для него хорошо. Ребенку не нужен выбор.  Дети не готовы к самостоятельности. Им нужен руководитель. Дети сопротивляются учителям  просто потому, что им кажется, будто их не видят и не слышат. В том, что между родителями и подростками образуется огромная пропасть, нет ничего нормального или здорового — мы просто привыкли к этому.  Если мы просто воспитываем в детях послушание,  то не можем дать им те качества, которые помогут успешно конкурировать и преуспевать в современном мире.  Успех в жизни приходит не тогда, когда человек следует правилам. Он приходит, когда человек думает своей головой, следуя собственной воле и зову сердца.  Воспитание, основанное на уступчивости, не работает, и поэтому многие с большим подозрением относятся к методам позитивного воспитания.  Предоставив ребенку выбор, можно уменьшить его сопротивление, но не побудить к сотрудничеству. Чтобы сохранять спокойствие, добродушие и уважение, нужно знать, что следует делать, когда ребенок выходит из‑под контроля. 

1. Отличаться от других — нормально.

2. Совершать ошибки — нормально.

3. Проявлять негативные эмоции —нормально.

4. Хотеть большего — нормально.

5. Выражать свое несогласие — нормально, но помни, что мама и папа — главные.

http://aleksandrmoor.narod.ru/poisk.html

 

Hosted by uCoz